Бурение скважин под сваи: каким образом произвести процесс правильно?

Свайные фундаменты стали популярными по причинам значимого обновления технологий. Вместо технологии отливки или забивки свай из бетона, теперь используется метод с завинчиванием. Собирается так называемый свайно-винтовой фундамент. Характерное свойство винтовых свай — не потребуется производить серьезных земляных работ. Необходимо только бурение скважин под сваи, без общей разработки грунта. При этом, возможно бурить не на полную глубину погружения свай. Это малозатратный метод возведения фундамента, набирающий востребованность в частном строительстве.

Основные особенности бурения под винтовые сваи

Винтовые сваи будут погружаться завинчиванием, по этой причине их используют на однородных суглинках. На каменистых грунтах эта технология не используется. Под этот тип свай бурение возможно делать винтовым инструментом — ямобуром. Он обеспечит бурение ям с высокой скоростью.

Отличаясь от бурового станка, ямобур смонтирован на стреле экскаватора. Для того, чтобы начать бурение под следующую сваю, не понадобится перемещать машину. Достаточно поменять положение стрелы экскаватора (где находится механизм). Таким способом, имеется возможность произвести бурение десятков свай за рабочий день. Практически, стоимость бурения свай — это оплата одной рабочей смены работы экскаватора. Такие модели техники имеют бульдозерный отвал. Он используется для снятия небольших слоев грунта под свайный фундамент и подготовки подъездного пути.

Еще один вариант ямобура устанавливается на грузовике, а не на тракторном или экскаваторном шасси. Таким образом уменьшается стоимость доставки. Технология идентична той, что используется на экскаваторах. Получается вертикальная ось вращения (для вертикального бурения). Прибор монтируется на конце стрелы и работает за счет гидродвигателя. Шнековая конструкция позволяет производить бурение на сухую, без применения воды и бурового раствора.

Основной недостаток ямобура — незначительная глубина бурения. Около трех-четырех метров. Преимущество механизма на грузовике — немного большая глубина бурения. В таком форм-факторе глубина уже достигает 5-6 метров. Конфигурация грузовика дает возможность разместить длинный шнек. При этом, свайные фундаменты используются на слабых грунтах, когда глубина погружения необходима больше шести метров. В таких обстоятельствах используют бурение классическими буровыми станками.

Бурение с помощью бурового станка

Под одно здание необходимо несколько десятков свай. По этой причине бурение под сваи для фундамента желательно выполнять буровыми станками на автомобильном шасси. Именно установка шнекового бурения скважин под сваи помогает сократить дорогое время на перемещение оборудования из одного места в другое. Вместо автомобильного шасси нередко используется тракторное или экскаваторное. Станки без шасси не практичны при бурении под сваи. Их долго перемещать на новое место.

Погружение свай фундаментов высотных зданий превышает 15 метров. На такую глубину ямобур не подходит, нужна более серьезная техника. Наиболее часто используют универсальные станки на базе ЗИЛ 131, КамАЗ, Урал. Бурение проводится либо шнековым инструментом с выбрасыванием шлама всухую, либо по-мокрому с постоянной подачей воды с целью вымывания раздробленной породы.

Для свай имеет значение соотношение длины (сумма глубины погружения и высоты оголовка над землей) и толщины. Если это соотношение нарушается, в частности, свая слишком тонкая и длинная, или наоборот, это ведет к превышению расходов материалов, а также к увеличению энергозатрат. Буровые станки требуются для погружения свай на большую глубину (более пяти метров, которые даст простой ямобур), поэтому им нужен большой диаметр. Как например, под опоры мостов используются сваи с глубиной примерно 15-20 метров и с диаметром около 600-700 мм.

Ключевыми в наши дни являются сваи шнекового бурения. Данная технология гарантирует получение скважин требуемого диаметра с небольшими затратами. Ее преимущество — не понадобится наличия на объекте воды.

Бурение под заливные сваи

Самое важное отличие этого типа свай от других — невозможность погружения сваи без скважины, которая пробурена на всю длину. Таким образом, бурение буронабивных свай, к примеру, возможно выполнить на 2/3 от требуемой глубины погружения, а остаток можно уже добить надлежащим оборудованием. Это решение не проходит с заливными сваями. Следует бурить на всю глубину погружения.

Заливная свая — это лучший метод для неоднородного грунта с камнями. Камни мешают погружению других видов свай, заливные же отливаются в пробуренной скважине, их не понадобится погружать. Их имеется возможность использовать на любых почвах. С сегодняшней техникой заливные сваи получатся ненамного дороже обычных. Они вполне могут быть доступны для частного строительства. В результате, возможно подобрать подходящие способы бурения свай, в зависимости от задач.

Для данного вида свай бурится скважина необходимого диаметра, к примеру, 200-300 мм. В нее ставится арматурный каркас, заливающийся бетоном. Технологии позволяют отливать заливные сваи как одно целое с ростверком. В результате, получается конструкция с предельной прочностью для железобетона. Схема находит применение в промышленном строительстве. Монолитные свайные фундаменты применяются для опор гидротехнических построек и мостов.

Заливка свай в скважины происходит в течение нескольких дней или часов после бурения. Обычно это делают сразу. Нельзя оставлять пустые скважины надолго, они достаточно быстро могут осыпаться. Отливка практикуется и с ростверком, и без. Заливку часто осуществляют в несколько стадий, ввиду того, что для заливки свай потребуется одна техника, однако для ростверка — уже другая.